Мастер-класс Лэпбук как форма совместной деятельности взрослых и детей

Мастер-класс
для педагогов на тему
«Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и
детей».

Введение
Для
того
чтобы
соответствовать
современным
требованиям, педагогам дошкольной
образовательной
организации
необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать
свой уровень профессиональной компетентности. Кроме этого, важно
научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере
образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и
качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с
воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их
родителями для решения образовательных задач, самостоятельно
осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы,
ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет
новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала
изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное
методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду,
так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его можно делать совместно
взрослым и детям.
Что такое лэпбук?
Лэпбук – в дословном переводе значит «наколенная книга». Это такая
небольшая самодельная папка, которую ребѐнок может удобно разложить у
себя на коленях и за один раз просмотреть всѐ еѐ содержимое. Но, несмотря
на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по
теме.
Лэпбук - это интерактивная книжка – раскладушка, информация в которой
представлена в виде кармашков, открывающихся окошек, вынимающихся и
разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной
стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой
стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в
компактной форме.
Значение и применение лэпбука в детском саду.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ
для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто
открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая

сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий
в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно
выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками
или фигурками животных, например, а старшим детям – задания,
подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную
книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности
взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов
проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится
самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая
подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Цель: ознакомление педагогов с новым видом совместной деятельности,
создание лэпбука по предложенной теме «лето».
Ход мастер-класса
Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего начнем?
1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от
интересов детей и их возраста. В младшем возрасте это могут быть общие
темы. В старшем возрасте лучше брать частные темы.
Темами лэпбука могут стать:
-интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на
море, появление домашнего питомца);
-тематические недели;
-решение проблемных ситуаций;
-литературные произведения;
-интерес ребенка к конкретному виду деятельности.
2. Составляем план будущего лэпбука.
После того, как выбрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не
просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать,
что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы
составить план, мы используем модель трѐх вопросов. Задаем ребенку
вопросы. Что ты знаешь о? Что хотел бы узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Например, план к теме «Дикие животные в зимнем лесу» охватывает
следующие информационные блоки:
1. Дикие животные.
2. Правила поведения при встрече с дикими животными.

3. Знакомство со следами диких животных.
4. Д/и «Угадай, чей след»
5. Д/и «Кто, где живет»
6. Д/и «Чей хвост, чья голова?»
7. Загадки о диких животных.
8. Дикие животные и их детеныши.
3. Создание макета
Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:
1. Распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные
шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу
для принтеров - тогда папка получается цветная и красочная;
2. Лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 для изготовления самой
папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно
папки лэпбуков делаются
с
двустворчатыми,
открывающимися
в
противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из плотной
бумаги. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона.
Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой и украшаем по своему
усмотрению.
3. Ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные
ручки, скотч.
4. Безграничная фантазия.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов
плана,
то
есть
нарисовать
макет.
Здесь
нет
границ
для
фантазии, формы представления могут быть любые: тексты, рисунки,
картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на
разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжкахгармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т.
д.
5.
Кстати,
совершенно
необязательно (и
даже
совсем
нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или
за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение
дополнительной информации и проведение собственных исследований.
Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления

самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно
просто склеить. По ней надо заниматься.
Лэпбук готов!
4. Рефлексия «Попади в яблочко».Педагогам предлагаются три яблока
(красное – педагоги считают полученную информацию актуальной,
полезной, новой; желтое – информацияраскрыта недостаточно, зеленое –
материал был не раскрыт, не понят педагогом) и стрелы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».