ПРИНЯТО
решением Педагогического
совета
Протокол № ____
от «___» _______201_ г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Детский сад с. Маяк»
________М.А. Яблокова
Приказ № ____
от «___» _______201_ г.
8. Данный Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики,
которые:
— регулируют отношения между педагогами и их учащимися, а также
другими членами общественности образовательного учреждения;
— защищают их человеческую ценность и достоинство;
— поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и
честь их профессии;
— создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии,
ответственности и справедливости.
1.Предмет регулирования
1.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагога,
которых он придерживается в детском саду в течение всего учебного
процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.
1.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы,
при которых педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки,
иметь здоровую рабочую атмосферу.
1.3. Администрация детского сада обязана ознакомить с Кодексом всех
воспитателей, воспитанников и родителей.
2.Цель Этического Кодекса Педагога
2.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.
2.2. Кодекс способствует тому, чтобы педагог сам управлял своим
поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также
установлению в детском саду благоприятной и безопасной обстановки.
3.Сфера регулирования
3.1. Кодекс распространяется на всех педагогов детского сада.
3.2. Совет детского сада, Наблюдательный совет, педагоги и другие
сотрудники детского сада, родители способствуют соблюдению этого
Кодекса.
4.Источники и принципы педагогической этики
4.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм
культуры, традиций советско-российской детского сада, конституционных
положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на
основании Положений прав человека и прав ребенка.
4.2 Основу норм КПЭП составляют следующие основные принципы:
человечность, справедливость, профессионализм, ответственность,
терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.
2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ
1. Личность педагога
1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей
работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение,
самоопределение и самовоспитание.
1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим
образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов
работы.
2. Ответственность
2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы – образования подрастающего поколения.
2.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное,
эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.
2.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией
функции и доверенные ресурсы.
3. Авторитет, честь, репутация
3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически
сложившуюся профессиональную честь педагога.
3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и
общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в
процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог
уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
3.4. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости,
такте, умении заботиться о своих учениках.
3.5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает
морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам
соблюдать не в силах.
3.6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако
выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии,
извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению
профессиональных обязанностей.
3.7. Педагог дорожит своей репутацией.
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ
1. Общение педагога с воспитанниками
1.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками,
основанный на взаимном уважении.
1.2. В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе.
Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна,
является стержнем профессиональной этики воспитателя и основой его
саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и
самообладания
1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его
учениках развитие положительных черт и взаимоотношений:
самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль,
самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения.
1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и
благосклонным ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно
принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться
немедленно исправить свою ошибку.
1.6. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к
объективности и справедливости.
1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.
1.8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать
другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может
использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или
одолжений.
1.10. Педагог не имеет права требовать от своего ученикавоспитанника
вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог
занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны
быть согласованы в начале работы и закреплены договором.
1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим
взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать воспитанникам
свои взгляды, иначе как путем дискуссии.
2. Общение между педагогами
2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах
коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой
авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в
присутствии воспитанников или других лиц.
2.2. Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать
(здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может
рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге.
Пренебрежительное отношение недопустимо.
2.3. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во
взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их
конструктивному решению. Если же педагоги не могут придти к общему
решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права
направить Педагогическому совету с просьбой помочь разобрать данную
ситуацию, и Педагогический совет уже принимает решение о
необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.
2.4. Педагоги детского сада стараются избегать конкуренции, мешающей их
партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют
взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
2.5. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую
очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в детском
саду между педагогам и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза.
В детском саду не должно быть места сплетням.
Сотрудники детского сада при возникших конфликтах не имеют права
обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием
должностных полномочий, обсуждать жизнь детского сада за пределами
ДОУ, в том числе и в социальных сетях Интернет (доп. документ о
неразглашении конфиденциальной информации).
Если оное будет выявлено членами Педагогического совета или же другими
сотрудниками детского сада, а также воспитанниками, то Педагогический
совет имеет право вызвать на Особый педсовет «нарушителя» (педагога,
сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и
привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности (выговор).
2.6. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы,
комментарии и местами даже реклама педагогов о детском саде за пределами
учебного заведении, а именно выступая на научно-практических
конференциях, научных заседаниях, мастер-классах, который педагог вправе
проводить, участвовать за пределами школы.
2.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее
совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны
администрации или в случаях выявления преступной деятельности.
Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана
быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной,
доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической
жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Решение об обнародовании критики принимается большинством голосов
членов Педагогического совета, без согласования с руководителем.
2.8. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же
подобное станет известно Педагогическому совету, то он имеет право начать
расследование по выявлению прикрытых ошибок, проступков и т.д.
3. Взаимоотношения с администрацией
3.1. Детский сад базируется на принципах свободы слова и убеждений,
терпимости, демократичности и справедливости.
Администрация детского сада делает все возможное для полного раскрытия
способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной
деятельности.
3.2. В детском саду соблюдается культура общения, выражающаяся во
взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель
структурного подразделения детского сада и Педагогический совет.
3.3. Администрация детского сада терпимо относится к разнообразию
политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений,
создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти
общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и
обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми
педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
3.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или
преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий
или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов
основываются на принципе равноправия.
3.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной
жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых
обязанностей.
3.6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны
быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах
педагогов.
3.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию,
имеющую значение для работы ДОУ. Администрация не имеет права
скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на
карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического
сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов
открытости и общего участия.
3.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в
педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению
выполнять свои непосредственные функции.
Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Педагогический
совет имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором разбирается
данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об
отстранении данного воспитателя, помощника воспитателя.
За руководителем подразделения остается окончательное право в принятии
решения в разрешении возникшего конфликта, но Педагогический совет
может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных
доказательств) руководителю о принятии какого-либо решения, которое
было принято коллегиально членами Педагогического совета, также
руководитель, вне зависимости от решения Педагогического совета имеет
право наложить вето.
3.9. Педагоги детского сада уважительно относятся к администрации,
соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с
администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.
Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт
разбирается Наблюдательным советом.
3.10. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и
ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений
профессиональной этики руководитель структурного подразделения детского
сада должен принять решение единолично или при необходимости привлечь
Педагогический совет либо Наблюдательный совет для принятия
кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.
4. Отношения с родителями и опекунами воспитанников.
4.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей – важнейшая
часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе
этических принципов.
4.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или
опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое
мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу
упомянутое мнение.
4.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с
родителями учащихся; не имеют права побуждать родительские комитеты
организовывать для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.
4.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на
оценку личности и достижений детей.
4.5. На отношения педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять
поддержка, оказываемая их родителями или опекунами детского сада.
5. Взаимоотношения с обществом
5.1. Педагог является не только воспитателем, но и общественным
просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным
образованным человеком.
5.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех
групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог
избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и
решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.
5.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и
социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также
не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо
окружения и слиться с ним.
6. Академическая свобода и свобода слова
6.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками
информации.
6.2. При отборе и передаче информации учащимся педагог соблюдает
принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное
извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.
6.3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной
деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с
профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.
6.4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме)
высказывать свое мнение о дошкольной, региональной или государственной
политике в сфере просвещения, а также о действиях участников
образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть
тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
6.5. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную
информацию.
7. Использование информационных ресурсов
7.1. Педагоги и административные работники должны бережно и
обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют
права использовать имущество детского сада (помещения, мебель, телефон,
телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование,
почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а
также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам
разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны
регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.
8. Личные интересы и самоотвод
8.1. Педагог и руководитель детского сада объективен и бескорыстен. Его
служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также
личным интересам членов семьи, родственников и друзей.
8.2 .Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей
группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и
в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом
лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или
иного способа принятия решения.
8.3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с
другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае,
если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные
интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе
дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации
и лицам, рассматривающим данное дело.
9. Благотворительность и меценатство
9.1. Детский сад имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны
физических, юридических лиц.
9.2. Педагог является честным человеком и строго соблюдает
законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой
педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
9.3. Руководитель структурного подразделения детского сада или педагог
может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь,
предназначенную воспитательному учреждению. О предоставлении такой
помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить
публично от ее лица благодарность.
10. Прием на работу и перевод на более высокую должность
10.1. Руководитель структурного подразделения детского сада должен
сохранять беспристрастность при подборе на работу нового сотрудника или
повышении сотрудника в должности.
11. Механизм работы Педагогического совета
11.1. Руководитель структурного подразделения имеет права предоставить
одного кандидата для избрания его Председателем Педагогического совета.
11.2. Также существует возможность самовыдвижения.
11.3. Председателя Педагогического совета выбирают большинством
голосов путем открытого голосования в рамках проведения педагогического
совета.
11.4. Срок полномочия председателя один год без права переизбраться на
второй срок.
11.5. Председатель после своего избрания на этом же педсовете имеет право
изъявить желание и рекомендовать к себе в помощь двух человек, но они
также избираются путем открытого голосования.
11.6. Члены Педагогического совета также избираются сроком на один год
без права переизбрания.
11.7. После сформирования Комиссия по этике становится полноправным
подразделением детского сада.
11.8. Один раз в полугодие Председатель Педагогического совета
предоставляет отчет о проделанной работе руководителю ОУ.
11.9. Педагогический совет принимает заявления от педагогов, сотрудников
и родителей только в письменной форме.
11.10. Педагогический совет по поступившим заявлениям разрешает
возникающие конфликты только на территории учебного заведения, только в
полном составе и в определенное время, заранее оповестив заявителя и
ответчика.
11.11. Председатель Педагогического совета имеет право наложить вето на
решение членов комиссии.
11.12. Председатель Комиссии подчиняется руководителю Комплекса, но в
своих действиях независим, если это не противоречит Уставу детского сада,
законодательству РФ.
11.13. Комиссия по этике осуществляет гражданский контроль и только
Председатель наделен полномочиями делать замечания работникам детского
сада как в реальной, так и в виртуальной среде.
11.14. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для
профилактической беседы педагога, сотрудника, учащегося и их родителей,
не собирая для этого весь состав Комиссии.
11.15. Председатель имеет права обратиться за помощью к руководителю
ДОУ для разрешения особо острых конфликтов.
11.16. Председатель и члены Педагогического совета не имеют права
разглашать информацию поступающую к ним.
11.17. Педагогический совет несет персональную ответственность за
принятие решений.
11.18. Никто, кроме членов Педагогического совета, не имеет доступа к
информации.
11.19. На вызов Педагогическим советом на «беседу» педагога, сотрудника,
и родителя не игнорируется, в противном случае данный конфликт перестает
быть этическим и носит характер служебного проступка, он передается в
ведение администрации.
Педагогический совет также имеет право подать жалобу на имя
руководителя ДОУ. При поступлении трех заявлений автоматически идет
вызов к руководителю подразделения.
11.20. Пожаловаться на Педагогический совет можно только в письменной
форме, поданной на имя руководителя подразделения. В данном случае
Председатель Педагогического совета должен будет также в письменной
форме опровергнуть данное заявление-жалобу, либо его прокомментировать,
либо принять во внимание и исправиться.
11.21. Каждый несет персональную ответственность за подачу
непроверенных сведений.